Автоматизация подготовки производства на предприятии:

PLM система на предприятии

Концепция PLM

Ширяев H.

Источник: http://www.sapr.ru

PLM (Product Lifecycle Management) - управление жизненным циклом продукции. Независимая международная консалтинговая компания CIMdata (http://www.cimdata.com) определяет PLM следующим образом — это стратегический подход к бизнесу, при котором применяется набор интеллектуальных инструментальных средств, поддерживающих совместное создание, управление, изменение и использование данных о продукции в рамках расширенной модели предприятия (то есть модели предприятия, включающей, помимо собственно производства, привлечение к работе с данными о продукции как контрагентов, так и конечных заказчиков продукции), и обмен данными осуществляется в рамках единого информационного пространства (включая единые бизнес-процессы, бизнес-приложения и данные). При этом PLM управляет данными, находящимися преимущественно в цифровом виде. При этом особо подчеркивается, что PLM не является какой-либо конкретной технологией или каким-либо отдельным программным продуктом. Таким образом, речь идет о стратегическом подходе, для реализации которого требуется использовать не одну, а несколько систем в рамках единого интегрированного решения (причем не исключено, что эти системы могут быть от разных производителей).

Концепция PLM возникла в отраслях, связанных с разработкой и производством сложных технических изделий (авиационно-космическая отрасль, оборонно-промышленный комплекс, точное машиностроение и др.). Поэтому довольно долго в нашей стране PLM-решения ассоциировались именно с предприятиями данного профиля, и предполагалось, что они оперируют в основном техническими (в первую очередь конструкторскими) данными. Но в последние годы ситуация качественно изменилась.

Теперь уже не имеет значения, что именно понимается под словом «продукция» — станок, корабль, самолет, нефтепровод или сложная информационная система.

Сегодня основные положения концепции PLM включают:
- полное детальное описание, защищенное хранение и управляемое использование всей информации о продукции на протяжении всего жизненного цикла продукции;
- поддержка целостности и непротиворечивости информации о продукции на протяжении всего ее жизненного цикла;
- поддержка и управление всеми бизнес-процессами и связанными с ними данными для распространения информации по всему расширенному (территориально распределенному) предприятию по заданным правилам.

Соответственно изменился и охват данных — в настоящее время PLM-решения оперируют уже практически всем набором данных, связанных с продукцией, в том числе офисными документами, мультимедиаданными и т.п.

Наиболее активно, как бы странно это ни казалось, внедрение PLM-решений идет в проектных организациях, занимающихся архитектурно-строительным и промышленным проектированием, управлением инфраструктурой и собственностью, управлением процессами производства, сбыта и сопровождения продукции.

К тому же расширились и функциональные возможности PLM-решений. Теперь все чаще в состав PLM-решений включаются средства по управлению проектами, средства календарного планирования и управления требованиями. Фактически обязательным является наличие в составе решения мощных средств Workflow, реально позволяющих автоматизировать бизнес-процессы в рамках всего расширенного предприятия.

Причем наметилась интересная тенденция: если ранее в рамках приобретения лицензий на программные компоненты PLM -решения основные рабочие места обычно приходились на долю сотрудников, занимающихся непосредственно разработкой (конструкторские и технологические службы), и речь шла о модулях САПР и PDM для этих служб, то в последнее время заметен существенный прирост числа пользователей, являющихся потребителями уже созданных данных (службы нормоконтроля, снабжения и сбыта, руководство предприятия и т.п.). При этом основным рабочим инструментом для сотрудников этих служб становятся средства поиска информации, средства визуализации и формирования отчетных документов.


Жизненный цикл продукции

Жизненный цикл продукции

Создание единых справочников предприятия

Как показывает практика, самой сложной проблемой для предприятий, внедряющих интегрированное решение PLM/ PDM + ERP, является создание и поддержка единых справочников. При этом справочники для разных служб не только должны быть различными по составу (например, справочник контрагентов и справочник номенклатуры), но и одна и та же информация должна быть представлена по-разному. Наглядным примером здесь является справочник покупных изделий и комплектующих. Конструкторские подразделения в нем интересуют в первую очередь технические характеристики, в то время как финансовые службы — условия поставки (минимальная партия заказа, срок поставки и т.п.) и цены поставщиков.

При этом (что вполне логично) отдельные подразделения (в первую очередь финансовые) не хотят, чтобы другие подразделения имели доступ к их данным.

Всё это в крупных предприятиях усугубляется еще и проблемами территориальной распределенности.

В таких случаях, казалось бы, очевидное решение использования единой базы данных не всегда предпочтительно. И довольно часто оптимальным выходом оказывается работа с несколькими базами данных, обменивающимися информацией. При этом справочники должны оставаться едиными. Тогда на первый план выходит проблема обеспечения целостности и непротиворечивости данных при организации репликации.

Кроме того, необходимо регулярно обеспечивать импорт данных из каталогов и прайс-листов смежников (зачастую представленных в самой разной форме) и выгружать свои собственные справочники (например, каталог продукции) в виде, приемлемом для заказчиков.

Таким образом, решение, которое обеспечивает хранение единых справочников как в одной базе данных, так и в нескольких, является предпочтительным. Помимо этого необходима синхронизация по организационной структуре предприятия и правам пользователей по доступу к информации.

Интеграция с САПР и другими приложениями

Когда речь идет об интеграции применительно к PLM-решениям, то в первую очередь, как правило, рассматривается интеграция с конструкторскими САПР. И отчасти это верно, ведь именно с помощью САПР формируется информация о составе изделия, которая потом передается в другие подразделения. Поэтому многие поставщики программного обеспечения делают упор именно на интеграцию с так называемыми тяжелыми САПР, упуская из виду необходимость интеграции с другими системами.

Требования по интеграции с САПР верны, но только отчасти. Не менее значимой является интеграция с офисными приложениями. Необходимо помнить, что наибольшая эффективность от использования автоматизированной системы достигается в том случае, если она охватывает рабочие места всех сотрудников, участвующих в рабочем процессе. Поэтому в идеале PLM-решение должно интегрировать все САПР, применяемые на предприятии, — как конструкторские, так и технологические; как тяжелые, так и легкие, а также офисные приложения (текстовая документация на изделие составляет обычно значительную часть проекта). Одним из таких решений, уже в базовой поставке включающим интерфейсы к большинству наиболее популярных САПР и офисных приложений, является TechnologiCS.

Когда вся документация передается на бумаге, ее получателю все равно, в какой системе она сформирована. Однако технологам и нормировщикам (а также специалистам плановых и других служб) фактически придется «перебить» спецификацию в своих системах или переписать ее на свои бланки, что неизбежно приведет к ошибкам в документации: человеческий фактор в таких случаях сказывается обязательно. При передаче документации в электронном виде с помощью стандартизованных интерфейсов в единой базе данных TechnologiCS автоматически создаются номенклатурные справочники выпускаемых изделий и конструкторские спецификации, то есть формируются состав и дерево изделия. А электронный архив TechnologiCS обеспечивает защищенное хранение электронной документации с возможностью ее просмотра другими участниками проекта.

Посредством встроенных процедур документооборота TechnologiCS обеспечит электронное согласование/утверждение проектной документации, а также передачу утвержденной документации и структуры изделия технологам. При этом вместе с чертежами и моделями в TechnologiCS может храниться вся связанная с проектом информация: результаты расчетов и расчетные модели, отчеты об испытаниях и служебные записки, электротехнические проекты (созданные, например, в ElectriCS) и т.д.

Интеграция системы PDM с САПР должна обеспечивать возможности как считывания данных из штампа чертежа, так и получения информации о составе изделия из 3 D-модели сборки, поддержки вариантов и версий и т.п.

С учетом тенденций последнего времени (ужесточение требований по лицензионной чистоте используемого программного обеспечения) все больше внимания уделяется интеграции с бесплатным программным обеспечением или с ПО с открытым кодом (Open Office и др.).

Разумеется, для всех типов электронных документов должна существовать возможность подтверждения их подлинности (когда это требуется) с помощью сертифицированных средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).